Дополнительные программы в Навигаторе
https://р55.навигатор.дети/directivities?municipality=1&municipality_region_id=2&organizer=1332&program_type=1&age=5
Программа занятий
В основу положено обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева.
В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.
Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.
Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.
Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.
Занятия построены на совместной деятельности ребѐнка и взрослого, проводятся с группой детей, не превышающей 8-10 человек с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева.
Кубики могут различаться по размеру.
На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием.
На кубиках маленького размера – с мягким звучанием.
Они могут быть одинарными и двойными.
На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).
Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.
Золото – гласные.
Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках,
мягкий – на деревянно-золотых.
На кубике белого цвета располагаются знаки препинания.
Цветовой подбор для букв отличается от школьного.
Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым.
Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.
Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.
Таблицы развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения.
Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Структурно занятия разделяются на несколько этапов.
В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определѐнное количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.
Самая большая проблема при обучению детей чтению возникает тогда, когда ребенок все буквы знает, а читать не может... Не может «слить» согласный звук и гласный! При обучению по кубикам Зайцева такой ситуации не возникает – ребенок сразу знакомится со складами, пропевает их по таблицам, кубикам: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б; бю- бе-бя-бе-би-бь. А сложить слово из складов намного проще чем из букв. Если ребенок заучил как буква звучит в алфавите или еще хуже какой картиночке соответствует ему трудно прочитать слово: МА-МА должно соответствовать набору картинок: мяч-арбуз-мяч-арбуз, или озвученных букв: эм-а-эм-а. Азбуки с картинками не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться.
Пропевание склада в игре, соревновании приводит к устойчивому запоминанию, все склады на таблице находятся в строгой системе: вверху «железные»-внизу, «деревянные» (звонкие-глухие согласные), сверху вниз можно проследить соответствие парных, сонорных и др. согласных (з-с, ж-ш, в-ф, г-к и т.д.). Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие – категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников). Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения? В так называемых «твердых» и «мягких» ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»