Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа «МЫ ВМЕСТЕ!» предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей дошкольников и «особенных» детей до 18 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Основная цель программы: помочь детям с особенностями развития, которые по разным причинам не посещают детский сад, социализироваться в обществе и создать предпосылки для формирования духовно-нравственной личности здоровых детей.
Задачи программы: создать условия для проявления духовно-нравственных качеств личности ребенка: любви, искренности, доброты, бескорыстия, честности, чуткости, отзывчивости, человеческого достоинства, ответственности, трудолюбия; развивать способности детей в разных видах детской деятельности (художественной, музыкальной, познавательной, спорте); организовать территорию успеха, где каждый ребенок сможет выполнить поставленную задачу.
В программе раскрыты разные формы взаимодействия детей с особенностями развития со здоровыми детьми и взрослыми. Это организация совместных праздников и развлечений, спортивных соревнований, совместных акций, мастер-классы, проведение музыкально-познавательных, творческих мероприятий.
Программа полностью готова к тиражированию. Есть приложения, которые помогут раскрыть программу: анкета для мониторинга, сценарии мероприятий, схемы для поделок, и многое другое.
Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Веселые казачата» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой спроектированную авторскую методическую концепцию образовательно-воспитательного процесса, предназначенного для обновления образования по региональному компоненту. Основана на интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка в возрасте от 5 до 7 лет в условиях детского сада. Срок реализации программы – 2 года.
В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Программа «Юный эколог» разработана на основе:
1. Авторской парциальной программы С.Н.Николаевой «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»;
2. ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка»;
3.Календарным графикомМБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка»;
4.Учебного плана МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка».
Реализация программы «Юный эколог» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 36 занятий (1 раз в неделю, 20 мин.), с детьми старшей группы 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).
1.2 Цели и задачи
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно-богатой личности.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1.Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2.Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3.Постепенное познавательное продвижение детей.
4.Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5.Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
1.4 Планируемые результаты
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 3-4 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 4-5 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 5-6 лет.
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 4-5 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Знать и называть некоторых домашних животных и их детёнышей.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Требования к уровню освоения рабочей программы детей 6-7 лет.
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Иметь представление о родном крае.
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень). Результаты освоения программы:
Количественный анализ:
• посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту (см. приложение 1.), практические материалы.
Качественный анализ:
• формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские выставки в детском саду и за его пределами.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по экологическому воспитанию